Питерский храм Спаса на Крови: история, архитектура и правила посещения

Спаса на Крови или храм Воскресенья Христова – один из красивейших соборов Санкт-Петербурга. Правда его строительству предшествовало печальное и невероятное для Российской империи событие – убийство императора Александра II.

Питерский храм Спаса на Крови: история, архитектура и правила посещения

Мало кто знает, но на жизнь царя-освободителя, отменившего крепостное право, покушались не раз, но именно террористический акт 1 марта 1881 года стал «удачным».

Храм Спаса на Крови

Ставить часовни, храмы, соборы в честь важнейших событий или в память об ушедших людях – древняя традиция. Можно вспомнить Софийский собор, который был возведен Ярославом Мудрым после победы над печенегами, Покрова-на-Нерли, построенный Андреем Боголюбским в память об умершем сыне, Дмитрия-на-крови в Угличе…список будет очень длинным. Но только один храм в России стоит на месте гибели императора.

Расположение

Собор Воскресения христова стоит на набережной канала Грибоедова (точный адрес: набережная канала Грибоедова, 2А). Рядом находится Русский музей, Корпус Бенуа (на Инженерной улице).

Храм окружает великолепная, черно-золотая, кованая решётка Михайловского сада, в глубине которого спрятан Михайловский замок (именно здесь провел последние часы своей жизни император).

Недалеко от него (на Конюшенной площади) находится не менее знаменитая Спасо-Конюшенная церковь, в которой отпевали А. С. Пушкина. Через Царицынский проезд и 2-й Садовый мост можно выйти на набережную реки Мойки, к Марсовому полю и Летнему саду.

История

История

Покушение на императора было разработано народовольцем А. Желябовым и С. Перовской. Несмотря на то, что император в день покушения несколько изменил свой привычный маршрут (заезжал на чай к кузине в Михайловский замок), террористический акт удался.

Первая бомба, кинутая студентом Н. Рысаковым, уничтожила карету. Император не пострадал, но кинулся вместе с конвоем помогать раненым. Именно в это время другой бомбист Игнатий Гриневицкий кинул вторую бомбу прямо в императора.

Взрывом императору оторвало обе ноги, но он был жив и в сознании. Его отвезли в Зимний Дворец, где он и скончался. Его убийца, Гриневицкий умер в госпитале от полученных ран, а остальные члены террористической группы были казнены 3 апреля 1881 года.

Практически сразу после убийства власти Санкт-Петербурга приняли решение возвести на месте гибели царя памятник или часовню. Новый император, Александр III, идею одобрил, но настоял на возведении не часовни, а целого храма.

До 1883 года на месте убийства стояла часовня, которая была возведена на средства петербургских купцов. Только после того как был выбран окончательный проект храма (всего было предложено 26 проектов в первом конкурсе и 31 проект во втором) начались строительные работы.

В 1883 году началась  работа и над проектом названия храма. В конечном итоге было утверждено следующее название: храм во имя Воскресения Христова. Оно не случайно, призвано напоминать о мученической смерти императора и о его обязательном воскрешении. Название же «Спас на Крови» не каноническое, но сохранившиеся в обиходе, и получившее распространение в народе.

Строительные работы продолжались боле 24 лет (с 1883 по 1907 год). Такая длительность объяснялась многочисленными редактурами проекта, сложностями его «вписания» в существующий городской ландшафт (с учётом того, что место гибели императора Александра II должно было находиться внутри церкви), обилием декоративным элементов и техническими сложностями. Сооружение строили с учётом схем достижений инженерной мысли начала XX  века.

В нём было паровоё отопление, он был газифицирован и электрифицирован (храм освещало 1689 ламп), была создана защита от грунтовых вод и молний.

Собор был освещён в 1907 году. На торжественной церемонии присутствовал Николай II и многочисленные члены императорской фамилии. Храм сразу объявили не приходским, здесь шли заупокойные службы по Александру II, читались проповеди, но в нём никогда не крестили и не венчали.

Сразу после революции Спаса на Крови был закрыт. В 20-30 годы подвергался систематическому разграблению. В 1940 году было принято решение о том, что его необходимо взорвать, но эта идея была не реализована из-за начала Второй мировой войны. Во время блокады в Спас на Крови не раз попадали зажигательные бомбы (одну из них нашли на чердаке только в 70 годах).

После окончания войны здание использовался как склад. Уникальное внутреннее убранство продолжало разрушаться. В 1968 году было принято решение передать его в ведении начальника музея Исаакиевского собора.

Примечание! В 1970 году начались реставрационные работы, завершившиеся в 1997 году (леса с храма убрали в 1991). Собор был открыт как музей в день 90летия со дня своего освещения. Очень символично.

Архитектура и внутреннее убранство

Архитектура и внутреннее убранство

Интересно, что практически все проекты собора были выполнены в так называемом византийском стиле, но Александр III Александрович неожиданно забраковал всё, предложенное ему. Он решил, что храм будет возведён в русском стиле, а место убийства и гибели отца будет находиться в самом здании, в отдельном пределе.

Такая позиция объяснялась не столько эстетическим вкусом императора, сколько его политическим взглядами. Он начал проводить контрреформы, идеологически возвеличивал старую, допетровскую Русь и классическое самодержавие московских царей, старался «очистить» страну от реформаторского и либерального «мракобесия».

После двух конкурсов императором был утверждён проект архитектора А. А. Парланда. После утверждения, император приказал его доработать. В доработках приняли участие профессором Д. И. Гримм, профессор И. В. Штром (который предложил использовать красный кирпич и мозаику, для создания нечто похожего на Василия Блаженного в Москве).

Дорабатывался проект до 1887 года. Парланд живо откликался на все идеи и вносил всё новые и новые коррективы. В конечном итоге был разработан план постройки целого комплекса, с колокольней (или столповой башней, своеобразным монументом на месте гибели императора), музеем, крытой галерей.

К концу строительства на набережной Екатерининского канала появился центральный четырёхстолпный и восьмигранный шатровый храм с пятью главами, покрытыми цветной эмалью.

Со стороны Михайловского сада к нему примыкают три полукруглые алтарные аспиды, увенчанные луковичными куполами, а с западной стороны к нему примыкает колокольня, также увенчанная золотым куполом, самым большим среди всех. К колокольне примыкают крыльца-притворы, по форме напоминающие старинные русские терема.

Размеры сооружения символичны. Так, например, высота колокольни 81 метр, что соответствует году гибели императора, а высота главного купола центрального храма 63 метра, что соответствует возрасту Александра Николаевича на момент гибели.

Спаса на Крови богато украшен снаружи. В отделки использовались гранит, мрамор, декоративная облицовка из красного, фарфорового и керамического кирпича, изразцы и традиционное русское узорочье. Наличники окон украшены «кокошниками», стены – цветами, а вершины шатров – двуглавыми орлами. Стены также украшены мозаичными рисунками и мозаичными иконами.

Полезно знать! Внутреннее убранство поражает своим великолепием. Особенно удивляет мозаика, покрывающая все стены и потолок храма (общий мозаичный покров 7065 кв. м).

В храме можно увидеть:

  • изображения киевских правителей и святых (Ольги, Владимира Святого, Бориса и Глеба, Александра Невского);
  • изображения, повествующие всю земную жизнь и страдания Христа, а также история его Воскресения;
  • многочисленные библейские сюжеты;

Самым монументальным полотном является «Христос Пантократор», расположенное в центральном куполе. Интересным также является полотно «Спас Эммануил» (редкое изображение Христа в юном возрасте).

Кроме мозаик интересным являются также мраморные композиции и композиции из камня: пол, колонны, иконостасы, киоты. Все работы по мрамору выполняли представители итальянских фирм, а по камню (родониту, яшме, кварцу) – русские мастера. Иконы для иконостасов и киотов также выполнялись в мозаичной технике, к сожалению, до наших дней сумели сохранить лишь 2 иконы.

Царские врата, покрытые сусальным золотом, также достойны внимания. Они полностью восстановлены в первозданном виде.

Центральным местом, мемориальным местом в храме  является 14-метровая Сень над местом гибели. Здесь сохранилась часть аутентичной мостовой и часть решётки Гребного (ранее Екатерининского) канала. Сама сень выполнена в стиле «царских мест» эпохи Московской Руси, в виде шатра, который поддерживают 4 столба. Она богато украшена каменной резьбой и самоцветами.

Примечание! Детально описание  и схематическое расположение всех фресок храма можно найти на сайте музея-памятника «Исаакиевский собор». А насладиться виртуальной панорамой интерьеров можно здесь.

Как добраться

Добираться до храма легче всего на метро. Ближайшая к нему станция – «Невский проспект». Она выходит прямо на канал Грибоедова. Двигаясь вниз вдоль канала можно за 5-10 минут дойти до Спаса на Крови (ориентир движения: двигайтесь от Казанского собора вниз, вдоль набережной).

Режим работы

Спас на Крови работает во все дни, кроме среды с 10.30 до 18.00. В высокий сезон (с мая по октябрь) с 18.00 до 23.00  проводятся специальные вечерние экскурсии.

В храме проводятся утренние и вечерние богослужения. Расписание служб можно найти на официальном сайте музея.

Входная плата

Полная стоимость 250 рублей
Стоимость для владельцев международных карт ISIC 150 рублей
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) 50 рублей
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня 350 рублей
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время 500 рублей

Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.

Полезно знать! Каждый третий четверг месяца лица до 18 лет, студенты и аспиранты могут посещать Спас на Крови бесплатно.

Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).

Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.

Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.

Ссылка на основную публикацию