«Медный всадник» в Санкт-Петербурге

Стольный град, Северная Венеция, Северная Пальмира – всё это названия Санкт-Петербурга. Ещё со школьной скамьи всем знаком факт, что это уникальный во всех отношениях город был основан выдающимся императором, «работником на троне», Петром I.

"Медный всадник" в Санкт-Петербурге

Естественно, что питерцы и гости города с большим вниманием относятся ко всему, что напоминает о его жизни и деятельности, также естественно, что его потомки захотели почтить память императора, поставив ему памятник на Сенатской, рядом с набережной Невы и Исаакиевским собором.

Памятник «Медный всадник»

Медный всадник был поставлен на Сенатской площади неслучайно. Именно здесь находится здания основанных Петром I Сената и Адмиралтейства. Императрица Екатерина II, понимавшая, какое значение эти учреждения оказали на становление Российской империи, настаивала на установке памятника именно на этом месте.

Описание

Интересно, что и сама императрица, и её окружение по-разному представляли себе будущий монумент. Кто-то хотел, чтобы император предстал в образе римского полководца и Августа, кто-то предпочитал аллегорическое видение, кто-то считал, что необходимо возвести фонтан.

Но Фальконе сразу решил, что изобразит императора верхом на коне, поставленном на дыбы, преодолевающим скалу, устремлённым вперед. Именно так он представлял себе царя-строителя, царя-победителя, царя-реформатора, изменившего страну. Он хотел, чтобы император, как бы обозревал сделанное им с недосягаемой вершины.

При осмотре монумента обязательно нужно обратить внимание на одежду императора. Он не облачён в римскую тогу, как того хотела Екатерина Алексеевна. Он одет в обычную офицерскую форму своего времени, к бедру его прикреплена шпага.

Конь императора – отдельная история. Фальконе взял за образец лошадей орловской породы из императорских конюшен. История даже сохранила их клички – Бриллиант и Каприз.

Под ногами у коня находится змея (аллегорический образ зла и средневекового мракобесия, с которыми боролся император).

Монолитная скала, высотой 11,2 метра, на которую установлен монумент, выполнена в виде волны. Это важная деталь. Ведь император Пётр сделал из России морскую державу.

На памятнике высечена надпись – «Екатерина II Петру I», которая символизирует некую преемственность власть реформ.

Вес памятника – 8 тонн, высота – около 5 метров. Интересно, что памятник выполнен из бронзы. «Медным» его назвал А. С. Пушкин в своей одноимённой поэме. Название прижилось и с тех пор стало практически официальным.

История

Идея установки монумента принадлежит императрице Екатерине II, которая считала себя «наследницей дел Петра». Разработкой макета и установкой руководил французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. Его посоветовали Екатерине Алексеевне её друзья по переписке – философы Д. Дидро и Вольтер, вкусу которых она очень доверяла.

Мастеру на тот момент было уже 50 лет, он был очень известен в Европе, разработал и установил такие скульптуры, как «Милон Кротонский, разрывающий пасть льва», «Пигмалион и Галатея». Фальконе трудился на фарфоровом заводе, но мечтал о работе над монументальными проектами. Он практически сразу согласился на предложение Екатерины Алексеевны и подписал контракт, который привёз князь Голицын.

По контракту мастер сам должен был разработать проект (он практически сразу решил, что это будет большая конная статуя), сам заниматься установкой, отказаться от других проектов. Ему давалась полная свобода действий и 200 тысяч ливров вознаграждения по окончании работы.

Фальконе привёз в России помощников: резчика по камню Фонтэна и рисовальщицу Мари — Анн Колло. В роботе ему также помогали капитан полка Канцелярии от строений М. де Ласкари и князь С. С. Бецкой, который был назначен руководителем строительных работ.

Только над проектом памятника скульптор работал три года. Потом, в 1767 году, на Сенатской площади была установлена мастерская мастера, где должна была проходить отливка памятника.

В 1768 была найдена монолитная скала нужного размера – «гром-камень», в деревне Лахты, под Санкт-Петербургом. Идея её использования в качестве постамента  принадлежит де Ласкари. Он же придумал и способ транспортировки монолита до столицы. Доставить огромный камень к Сенатской площади удалось только к 1770 году.

К 1769 году была готова гипсовая модель, которую показали широкой публики. Интересно, что голову императора выполнила ученица Фальконе, Колло (у мастера никак не получалось, его работу несколько раз отклоняла императрица), которая за эту работу стала почётным членом русской академии художеств и получила пожизненную пенсию в 10.000 ливров.

Отливка статуи была начата лишь в 1773 году. Причём первая попытка была неудачной. Вторую провели в 1777 году. Руководил отливкой сам Фальконе, помогал ему пушкарных дел мастер Емельян Хайлов.

Окончательный свой вид статуя приобрела в 1778 году. К тому времени отношения Фальконе с императрицей испортились и он покинул столицу. Завершал и его работу (отчеканивали поверхность памятника и устанавливали его на постамент) другие мастера: часовщик (!)А. Сандоц и архитектор Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника состоялось в 1782 году. На площади, переименованной в Петровскую (название не прижилось), состоялся парад, которым руководил князь Голицын. В честь открытия памятника были выпущены золотые и серебряные медали с изображением императора, а также объявлена всеобщая амнистия.

Памятник реставрировали несколько раз: в 1909 году, в 1972 году и перед трёхсотлетием Санкт-Петербурга. Сам памятник никак не меняли, только чистили и избавляли от патины.

Во время блокады Ленинграда памятник защищали, как могли: обмотали мешковиной, обложили мешками с песком, обшили брёвнами и досками. Эта забота была не лишней, так как Сенатскую площадь и находящийся недалеко Исаакиевский собор бомбили.

Как добраться до памятника?

Добраться до памятника Петру I достаточно легко от любых топовых достопримечательностей. Рассмотрим несколько вариантов для любителей пеших прогулок (учтите, что расстояния в северной столице достаточно внушительные, но пешие прогулки доставляют удовольствие).

  1. От Спаса на Крови, Русского музея и Корпуса Бенуа спуститься по набережной канала Грибоедова к Невскому проспекту (ориентир – Казанский собор), далее пройтись по проспекту до станции метро Адмиралтейская, свернуть на Малую морскую улицу и выйти к Исаакиевскому собору. От него, через Александровский сад выйти к памятнику.
  2. От Зимнего дворца (Эрмитаж) и сада Зимнего дворца спуститься по Дворцовой и Адмиралтейской набережной к Сенатской площади и Медному всаднику.
  3. От Летнего сада по Миллионной улице (дабы полюбоваться на дворянские особняки и Мраморный дворец) до Зимнего дворца, а далее по Адмиралтейской набережной до памятника.

Для тех, кому нужно добраться до Сенатской площади от Александро-Невской лавры следует сесть на метро (ст. Площадь Александра Невского) и доехать до станции метро Адмиралтейская. Дальше по Малой Морской к Исаакиевскому собору (не забывая посмотреть на гостиницу Англетер, где был убит С. Есенин) и, через Александровский парк, к Сенатской площади.

По Невскому проспекту ходят автобусы и троллейбусы, на которых можно добраться до Медного всадника:

  • автобусы – 3, 10, 22, 27;
  • троллейбусы – 5,22.

На них можно доехать до Исаакия, а оттуда, через Александровский сад, выйти к Сенатской площади.

От Васильевского острова (со Стрелки, здания Биржи и Кунсткамеры) лучше всего добираться до Медного всадника на маршрутках, которые идут по Дворцовому мосту. Остановка у сада Зимнего дворца, а оттуда по Адмиралтейской набережной до Сенатской площади.

От Заячьего острова (Петропавловская крепость) на маршрутках и автобусах, которые идут по Троицкому мосту. Далее по Дворцовой и Адмиралтейской набережным до Сенатской площади. Можно сесть на метро (станция метро Горьковская) и выйти на Адмиралтейской, а дальше через Исаакий, к Медному всаднику.

Что посмотреть рядом с памятником?

Осмотр самого Медного всадника не займет много времени. Но рядом с ним много топовых (и не очень, но, при этом, не менее интересных) достопримечательностей, достойных внимания:

  • Манеж;
  • Адмиралтейство (со знаменитой Адмиралтейской иглой);
  • Спиридониевская церковь;
  • Александровский сад с памятниками Н. Пржевальскому и В. Жуковскому;
  • Исаакиевский собор, рядом с которым находится памятник Николаю I и Мариинский дворец с Никольской церковью;
  • Адмиралтейский сад с памятником Царь-Плотник.

Рядом находятся интересные музеи, которые стоит посетить:

  • Музей Ниеншанц на Английской набережной, д. 6 – единственный музей города, который рассказывает об истории этих мест, до основания Санкт-Петербурга;
  • Представительство музея кошки в Питере и Центральный музей связи им. А. С. Попова (от Манежа свернуть на ул. Якубовича, а далее пройти до Почтамтского переулка, 4);
  • Музей истории религии (ул. Почтамтская, 14; до него легко дойти от Исааакия);
  • Музей им. В. В. Набокова (ул. Большая Морская, 47; по прямой от памятника Николаю I).
Интересно, что в Санкт-Петербурге топовые достопримечательности находятся относительно недалеко друг от друга. Можно даже выстроить свой собственный маршрут (начинающийся как раз от Медного всадника и Невы) знакомства с Северной Пальмирой, который позволит увидеть культовые места и насладится красотами города.
Ссылка на основную публикацию