Кафедральный собор Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)

Флоренция по-латински – «цветущая». Поэтому символ города – это ирис, а купол его главного собора Санта-Мария дель Фьоре похож на нераспустившийся бутон розы. Город, где родились Данте и Бокаччо, Филиппо и Филлипино Липпи, Джотто, Америго Веспуччи и многие представители семьи Медичи, был сердцем итальянского Ренессанса.

Кафедральный собор Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция)

Во время войны с Луккой, в тот период, когда к власти пришли Медичи, во Флоренции строился кафедральный собор Санта –Мария дель Фьоре. Даже сегодня собор – самое высокое здание города. Он считается четвертым по размеру собором Европы и вторым в Италии. В Италии больше только купол собора Святого Петра в Риме.

История создания собора

Кафедральный собор Флоренции заложили еще в 1296г. Проект создавал тосканский архитектор Арнольфоди  ди Камбио.  Так как строительство оказалось дорогим и технически сложным, работа растянулась на века.

На первый взгляд архитектура проекта не была сложной. Собор представлял собой базилику в форме латинского креста из трех нефов с хорами. Однако базилика имела огромные размеры. В начале XV руководитель строительства архитектор Джованни д’Амброджо оказался в тупике.

Он завершил основание купола из восьми граней и разместил на каждой большие круглые окна. Но диаметр барабана купола оказался больше задуманного когда-то. Он составил 42 метра.

В 1404 г. создали комиссию из семи архитекторов. В нее вошли Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.  Это были давние соперники. Отец Филиппо Брунеллески работал нотариусом и являлся доверенным лицом «Совета десяти» — особой комиссии. В 1367г. он участвовал в обсуждении проекта недостроенного собора. Еще в юности Филиппо хорошо знал эту проблему.

В отличие от отца он не хотел быть юристом, а увлекся вначале математикой. Ему удалось поразить знанием геометрии даже друга отца – великого Паоло Тосканелли. Позже Филиппо увлекся искусством. Он изучил ювелирное дело, гравюру, скульптуру, живопись, делал часы. Однажды поразил современников конструкцией неба в церкви Санта-Феличе во время мистерии.

И все же, Брунеллески проиграл в конкурсе на украшение дверей флорентийского баптистерия Л. Гиберти. его бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» отвергли, так как рельеф оказался тяжелее на 7кг. Эта неудача стала поводом для поездки с другом в Рим.

В «вечном городе» Брунеллески и скульптор Донателло изучали античную архитектуру. Особенно их поразила архитектура римского Пантеона. Купол Пантеона и стал потом прообразом купола Кафедрального собора Флоренции.

Хотя Брунеллески имел маленький рост, не отличался красотой и хорошим характером, но жил достойно, помогал по первой просьбе друзьям и был самокритичен. Он сразу учел замечания математика Джованни дель Аббако по поводу своего первого эскиза кафедрального купола.

Он дважды создавал модель купола. Вначале она была деревянной в масштабе 1:6б потом кирпичной в масштабе 1:8. В итоге, Брунеллески выиграл конкурс. Все осознали, что проект Камбио может закончить только архитектор с талантом инженера. Правда, Брунеллески схитрил, чтобы избавиться от Гиберти.

Он притворился больным, выждал, а потом стал критиковать соперника, поэтому Гиберти уволили. Теперь за работу отвечал только он. То, что Брунеллески делал, потом просто потрясло воображение. Купол собора с мощным каркасом из восьми ребер состоял из двух слоев, внутри он стал пустотелым.

Прочность каркаса достигалась включением в кладку арматурных деталей – «цепей». Внешняя оболочка купола служила главным украшением. Брунеллески сам придумал механизмы подъема и спуска. Это ускорило работу. Чтобы выдержать симметрию потребовались лекала для соединения углов купольных граней. Их поднимали вверх по мере строительства.

Однако до сих пор купол хранит конструкторскую тайну. Ведь Брунеллески нашел идеальное соотношение объема и изгиба купольных ребер. Дуга каждого ребра была прочной, выдерживался угол в 60 градусов. Зная античные традиции, Брунеллески решил использовать при строительстве систему римской кладки.

Кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь. Это ослабляло нагрузку на основание купола. Но в 1429г. часть кладки все-таки треснула. Тогда Брунеллески предложил укрепить конструкцию боковыми капеллами. Кстати, витражи для них создавал потом Гиберти.

В 1434 г. строительство собора Санта-Мария дель Фьоре закончило, и в 1435 г. папа Евгений IV послал собору в знак благословения золотую розу. 25 марта 1436 папа был уже на официальной церемонии. Однако росписи купола в соборе Санта-Марии появились только в XVI веке. Их начал в 1568г. Джорджио Вазари, а закончил в 1579 г. Федерико Цуккаро.

Архитектура и внутренне убранство

Сегодня туристов во Флоренции поражает не только сам кафедральный собор, но и кампанилла (колокольня) церкви. Ее в 1134г. проектировал великий Джотто. Высота кампаниллы 85м, что только на 6м ниже соборного купола.

Украшением кампаниллы являются не только готические окна, но и облицовка здания тосканским мрамором белого, зеленого и розового цветов и рельефы первого этажа. Сейчас это копии рельефов Андреа Тезано. Они связаны с темой сотворения человека и образами разных искусств.

В XVI веке для собора Санта-Мария дель Фьоре Баччо д’Аньоло и Франческо да Сангалло создали красивый мраморный пол с цветной мозаикой. Конечно, в храме много сокровищ и сейчас.

Но самое удивительное, что в кафедральном соборе на полотне Микелино 1465 г. можно увидеть главного изгнанника Флоренции. На фоне Чистилища, Ада и Рая изображен великий Данте, всю жизнь искавший высшую справедливость на земле.

Как добраться?

Адрес собора: Соборная площадь , 17.

Вы можете доехать до собора на любом автобусе, который следует до остановки Соборная площадь.

Часы и правила посещения

Часы работы собора:

  • понедельник, вторник, среда, пятница – с 10:00 до 17:00;
  • суббота – с 10:00 до 16:45;
  • воскресенье – с 13:30 до 16:45.

Подъем к куполу собора:

  • все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00
  • суббота – с 8:30 до16:40

Время работы музея при соборе

  • все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:30
  • воскресенье — с 9:00 до 13:45

Вход в собор бесплатный

  • Подъем к куполу – 6 евро
  • Посещения музея собора – 6 евр
  • Комплексный билет – 8 евро
Полезно знать! Если любителей классической музыки часто привлекают такие города, как Вена и Милан, то любителей высокого искусства, прежде всего, Флоренция. Попадая  в этой прекрасный город, хочется сказать словами А. Блока: «Флоренция, ты ирис нежный!»
Ссылка на основную публикацию