История и уникальность Патриаршего собора в Абхазии

Старинное произведение искусства — Патриарший собор находится в сердце Пицунды. Это место популярно не только среди жителей Абхазии, но и по всему миру. Туристы со всей планеты съезжаются сюда, чтобы посмотреть неповторимые фрески и мозаики, помолиться перед мощами святых или послушать органную музыку.

История и уникальность Патриаршего собора в Абхазии

История собора

История этой достопримечательности начинается ещё в IV веке. На месте бывшей римской крепости в городе Питиунт была возведена базилика. В ней была образована епископская кафедра по указу византийского императора – Юстиниана I. Он был построен один из первых на территории Абхазии, где началось крещение абхазцев.

Этот храм возглавлял епископ Стратофил. Он был участником Вселенского собора, который был впервые собран за 300 существования христианства в Никее.

Однако собор вскоре был разрушен, но спустя несколько столетий, в X веке, на его месте отстроили новый -в честь Апостола Андрея Первозванного. Это место становится кафедрой Католикосов в Абхазии.

С образованием Османской империи, которая заняла берега Черного моря, город Пицунда стал подвергаться набегам турков. В связи с этим кафедра католикосов была перенесена в Грузию. Поэтому постепенно Патриарший собор приходил в запустение, его разоряли и разрушали. Территория вокруг него, а также стены храма заросли кустарником.

Здание было восстановлено лишь в XIX веке. Архитектор В.С. Норов установил, что ранее, во время реставрации, внутреннему убранству собора был нанесен серьезный урон. Практически все древние ценные фрески была выбелены. В 1840-е годы эта достопримечательность была частично отремонтирована Норовым, но уже через 37 лет он был в очередной раз разграблен турками во время русско-турецкой войны.

Конец XXвека тоже наложил негативный отпечаток на эту постройку. В 1970 году внутри этого здания решили сделать концертный зал. В процессе его отстройки были частично заштукатурены фрески, относящиеся еще к XIVвеку. Все оставшиеся росписи были разрушены, когда в храме проводились работы для того, чтобы улучшить акустику зала.

В 1975 году в соборе поместили орган. Послушать этот 20-тонный 11-метровый инструмент приезжали послушать туристы и местные жители. Однако в 2010 году из-за органа возник конфликт. Епархия требовала убрать музыкальный инструмент из священного здания, однако общественность негативно отреагировала на это заявление.

В 2014 году президент страны Валерий Бганба доверил решить эту проблему министерству культуры и госуправлению по охране исторических памятников. Сложность состоит еще в том, что этот инструмент делался исключительно для Патриаршего собора.

Поэтому по техническим характеристикам его нельзя поместить в другом месте, потому что невозможно повторить это здание с его акустикой и масштабами.

Описание

Описание

Старый собор содержит в себе три нефа, и три апсиды. Здание относят к виду крестовокупольных. Эти элементы появились здесь лишь в Xвеке. Основным материалом при строительстве был кирпич и камень. Использовались эти вещества в особом порядке.

Цокольная часть выполнена при помощи блоков из камня, ряды которого перемешиваются изредка кирпичными вставками. Постепенно, чем выше становится здание, тем больше кирпича преобладает в строении. Не везде этот материал используется одинакового размера и формы. Верхняя часть храма, в том числе и его купол полностью сделаны из кирпича.

Это здание впечатлит туристов своей массивностью и грандиозностью. Высота от земли до самой высшей точки составляет 29 метров, а ширина в некоторых местах достигает 1,5 метра.

Все ценная экспозиция, ранее находившаяся в Патриаршем соборе, перевезена в Грузию, в Музей искусств. Драгоценными экспонатами, которые смогли сохраниться, несмотря на многочисленные разрушения храма, считаются: мозаичный пол, позолоченная Бичвинтская икона Богоматери. Здесь также хранилась долгое время печать царя Константина Абазгского.

В здании располагается усыпальница, где находится гробница. Ее обустроили для Андрея Первозванного и Симона Кананита. Доказательством этого являются десять небольших сохранившихся фресок, которые помещены под куполом. На них туристы смогут увидеть фигуры ангелов, апостолов и шестикрылых херувимов. Внутри купола выполнена реалистичная фреска с ликом Христа.

Все это духовное соседствует с тем мирским, что с недавних пор есть в здании. Речь идет об оборудованном концертном зале. В помещении есть лестница, ведущая на второй этаж. С балконов, которые там размещены, открывается прекрасный вид на сцену и на немецкий орган. Его изготовили по индивидуальному заказу в Германии.

В него поместили 4000 трубок.  Благодаря уникальной акустике при пении всего пары голосов, у слушателей может создаться ощущение, что в зале поет целый хор певцов. Помимо концертов, здесь также проводятся различные музыкальные конкурсы.

В Абхазии существует легенда о строительстве этого места. Этому, тогда еще маленькому, храму всегда угрожала опасность сотни лет назад. Когда в очередной раз враги наступали на город, патриарх обратился к населению с просьбой о помощи. Он попросил каждого положить по одному камню вокруг храма, чтобы враги не смогли атаковать и разграбить святыню.

Полезно знать! Каждый человек нес громоздкие и маленькие валуны к храму. А на восходе неприятель с удивлением смотрел на рукотворную стену. Врагам не удалось сломить крепостные ворота и храм уцелел.

Посещение собора

При посещении храма не обязательно надевать юбки и платки. Так как это место на данный момент считается больше светским, чем религиозным.

Эту достопримечательность очень легко найти в Пицунде, так как она считается главным местом города. Расположен храм в самом центре, между улицами им. Т. И. Гицба и Кипарисовой аллеи. Добраться до него можно на маршрутном такси.

Место открыто для посещения каждый день с 10.00 до 19.00. Входной билет обойдется туристу всего в 80-100 рублей. В здании можно фотографировать и снимать на видеокамеру. Во время концертов посетить храм можно только при покупке билета на само мероприятие. Однако прогулки на территории храма никто не запрещает.

Патриарший собор имеет огромную ценность не только для Кавказа, но и для всего христианского мира. Приезжие могут почувствовать особую ауру этого здания, где старина сочетается с современностью.

Ссылка на основную публикацию